одного из важнейших компонентов самосознания (Бернс Р., Мухина В.С., Пиаже
Ж., Рубинштейн С.Л., Сеченов И.М., Меерович Р.И., Мдивани М.О., Соколова
Е.Т. и др.).
В процессе развития образ тела органически включается во все звенья
структуры самосознания: притязание на признание, половая идентификация,
психологическое время личности, социальное пространство личности,
реализуемое через права и обязанности.
Человек обычно принимает свою личность как нечто, само собой
разумеющееся. Расщепление Я и тела принято называть шизоидным отклонением,
которое лежит в основе проблемы отождествления. В подобном переживании
отсутствует чувствование собственного тела, и человек ощущает нереальность
себя как телесной оболочки. Такой феномен известен как деперсонализация.
Если подобные явления продолжаются, человек теряет не только чувство
отождествленности, но и сознательное понимание личности.
Неуверенность в своем отождествлении характерна для людей нашей
культуры. Отождествление, основанное на образах и ролях, рано или поздно
перестает удовлетворять.
Многие психотерапевты отмечают, что число пациентов, проявляющих
шизоидные черты, неуклонно растет. Типичное для нашего времени психическое
затруднение - не истерия, как во времена Фрейда, а шизоидный тип.
Не стоит забывать о том, что человек ощущает реальность мира только
через собственное тело (через органы чувств). Поэтому, совершенно
очевидно, что проблему расщепления нельзя разрешить, не улучшив состояние
тела. Метаболизм обеспечивает тело энергией, которая реализуется в
движении. Если в крови ощущается недостаток кислорода, то подвижность всех
процессов в организме будет снижена, и наоборот, всякое уменьшение
подвижности тела влияет на метаболизм, т.к. именно движение определяет
дыхание человека.
Дыхание происходит спонтанно и непрерывно, оно дышит нами в течение
всей жизни, но в то же время мы можем направленно влиять на него и
формировать его осознанно. Веками был известен тот факт, что с помощью
дыхания, регулируемого различными способами, возможно оказывать влияние на
состояние сознания. Процедуры, которые использовались в этих целях в
древних культурах Востока, варьировались от активных вмешательств в
дыхательный процесс до методов духовных практик. Во многих случаях работа
с дыханием проводилась ради достижения состояния "просветления" или для
приближения человека к Богу. В некоторых примитивных религиях неофиты
переживали ритуальную смерть, задыхаясь от дыма, или в результате
перехватывания дыхания при зажатии сонных артерий. Глубокие изменения в
состоянии сознания также могут быть вызваны изменением частоты дыхания -
гипервентиляцией, и, наоборот, замедлением, а также комбинацией этих
приемов. Хорошо разработанные методы такого типа можно найти в
древнеиндийской науке о дыхании - Пранаяме. Более утонченные методы
занимают особое место в практике буддизма.
Иногда подобные приемы усиливают релаксацию, причем настолько, что
вызывают галлюцинации. Случаются сильные переживания, связанные с приливом
чувства любви ко всему человечеству, единение с природой, Богом. Мы не
ставим себе целью рассматривать подобные трансцендентные переживания, но
тем не менее не отрицаем обширных возможностей методов холотропного
дыхания в работе с шизоидными проявлениями некоторых клиентов как
средства, помогающего большей идентификации сознания человека и его тела.
Отметим лишь, что активное тело характеризует спонтанность и полное,
легкое, глубокое дыхание. Это основное правило, которым руководствуются
представители телесно-ориентированной терапии в целом, несмотря на то, что
существуют расхождения во мнениях относительно других методов в разных
направлениях этого вида терапии.
По мнению многих исследователей, дыхание соединяет сознание и
подсознание. Понимание посреднической природы дыхания также приводит к
осознанию того факта, что дыхание не только является регулирующей силой
для других систем, но и само регулируется различными влияниями.
Телесно-ориентированная терапия использует различные методики работы с
дыхательной системой организма, и, приводя ее под контроль сознания, таким
образом помогает людям полнее ощутить связь сознания с телом.
Любопытно, что среди типичных ситуаций, которые могут вызвать коллапс
шизоидной структуры, наряду с такими факторами, как бессонница, прием
наркотических веществ, часто называется и подростковый возраст. Шизофрения
первоначально называлась demencia praecox как раз потому, что она чаще
всего развивается в подростковом возрасте.
Характерной особенностью подростков является повышенное внимание к
своим особенностям, к тому, что отличает их от других или делает похожими
на других. Особое внимание в этих сравнениях уделяется внешнему виду.
Перестройка организма в течение пубертатного периода создает предпосылки
для частого недовольства своей внешностью.
Воспитываясь даже в полной семье, в которой для его развития созданы
все необходимые условия, ребенок тем не менее сталкивается с трудностями
формирования положительного образа своего тела.
Термин "образ" - это символ и ментальные построения, которые
противопоставлены реальности физического опыта. Нельзя сказать, что образы
нереальны, но их реальность отлична от телесного феномена. Образ обретает
реальность, когда объединяется с чувством или ощущением. Ментальное
здоровье подразумевает, что образ совпадает с реальностью. В этом случае
образ себя согласован с внешним видом тела и с чувствами.
В социальной сфере образ имеет как позитивный аспект, так и
негативный. Каждое человеческое усилие достигает цели благодаря
присутствию образа желаемого.
Образ бывает опасен на социальном уровне, где его функция открыто
признается, и при личном конфликте. Это заметно в семье, где мужчина
стремиться исполнить свое представление об отцовстве, противопоставляя его
потребностям ребенка. Ребенок, которого понуждают измениться, чтобы
соответствовать бессознательному родительскому образу, утрачивает ощущение
Я, чувство отождествленности и контакт с реальностью.
Особенные проблемы могут возникнуть у детей, воспитывающихся в
обстановке излишней закрепощенности, в подавлении телесного, чувственного
начала. Часто в результате неправильного воспитания подросток ведет себя
как автомат и теряет гармоничность и естественность манер. Чтобы решать
проблему шизоидов, в образовании и терапии необходимо совмещать
эмоциональное и ментальное развитие, стараться работать с телом так же,
как и с интеллектом. Стоит понять, что спонтанность и удовольствие очень
важны для продуктивной и творческой жизни.
Коростелина А.В.