О сайте

На этом сайте собраны книги по психологии, психологические методики и тесты, интересные статьи и факты. Все файлы доступны для бесплатного скачивания, без регистрации.


Книги по психологии, социологии, политологии, педагогике для студентов, абитуриентов, выпускников. Так же на сайте вы найдете статьи на тему психологии, психологические тесты и методики. Все психологические книги доступны для бесплатного скачивания! Если вы не нашли какую-то книгу в нашей библиотеке- можете сообщить нам об этом и есть у нас есть эта книга - мы добавим ее на сайт.


Метки

биография бихевиоризм ВНД возрастная психология гендерная психология гештальт гипноз графология дефектология дифференциальная психология доклад заметка квантовая психология клиническая психология книги когнитивная психология консультирование конфликт лекции маркетинг медитация методика мотивация наркология нейропсихология НЛП общая психология патопсихология персоналии практикум практическая психология пситехники психиатрия психоанализ психодиагностика психодрама психокррекция психологическая помощь психология власти психология деятельности психология интеллекта психология личности психология общения психология отношений психология поведения психология рекламы психология семьи психология сми психология снов психология суицида психология творчества психология труда психология управления психология эмоций психопаталогия психотерапия психотехники психофизиология реклама саморазвитие словарь сознание социальная психология справочник статьи статья тайм менеджмент тест тренинг управление персоналом характер эзотерика экспериментальная психология энциклопедия этнопсихология юридическая психология

Для любого ребенка рано или поздно наступает момент, когда он, отпустив мамину руку, входит в новый, неизведанный мир, населенный множеством пока еще чужих для него детей и взрослых — он поступает в ясли, детский сад или школу. Почти всегда родители стараются подготовить своего малыша к этому событию: учат самостоятельно есть, одеваться, приучают к опрятности и т.п. Ребенка, овладевшего всеми этими навыками, взрослые считают вполне готовым к поступлению в детский сад. Так как ли это на самом деле? Очевидно, нет. Ведь помимо чисто практических умений необходимо, чтобы ребенок был психологически готов к выходу из семьи, к разлуке с матерью, установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для него социальных норм и правил поведения. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая «учеба» зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей.
Практика показывает, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к чужому для него взрослому или другому ребенку.



В целом, проблема психологической готовности ребенка раннего возраста к «выходу» из семьи является ничуть не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению, о которой сегодня так много говорят. Игнорирование ее и порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потом и «нешкольного») ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, более жесткие, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические и нервные заболевания.

Первую в нашей стране попытку оказания подобного рода помощи детям и их родителям и сделал Центр ранней социализации «Зеленая дверца».

Идея создания детского учреждения столь необычного профиля принадлежит Франсуазе Дольто, хорошо известной во Франции как педиатр и детский психоаналитик. Ею впервые была поставлена задача профилактики и практического преодоления так называемого «адаптационного синдрома», возникающего у детей, впервые поступивших в детское дошкольное учреждение и психологически к этому не готовых.

В 1979 г. Ф. Дольто открыла в Париже своеобразный клуб для родителей и их детей раннего возраста, получивший впоследствии название «Зеленый дом». Здесь ребенок «отделяется» от родителей постепенно, в том индивидуальном темпе, с которым происходит его адаптация к новой ситуации, и таким образом острота предстоящей разлуки несколько сглаживается. Все основные принципы структуры и деятельности «Зеленого дома» Ф. Дольто неукоснительно соблюдаются и в московском Центре ранней социализации. Они обусловлены, с одной стороны, практической задачей оказания психологической помощи ребенку, вступающему в мир социальных отношений, а с другой — психоаналитическим подходом к профилактике и преодолению возможных невротическим симптомов, образующих адаптационный синдром. В чем заключаются эти принципы?

Во-первых, «Зеленая дверца» — это место, куда ребенок приходит вместе с близким ему взрослым для того, чтобы поиграть, пообщаться с ним и с другими детьми в наиболее комфортных условиях: как ни хорошо ребенку дома с мамой, а полноценного общения все равно не получается, потому что мама постоянно занята то стиркой, то готовкой, то уборкой, и все ее взаимодействие с ребенком идет параллельно этим бесконечным домашним делам. Здесь же взрослый может остановиться, отдохнуть, пообщаться с ребенком, с другими родителями, увидеть сходство переживаемых ими трудностей и проблем. Здесь можно все, кроме одного — нельзя уйти, оставив своего малыша под присмотром принимающего персонала, то есть чужих для ребенка людей. Сцена прощания с родителями здесь исключается. Первый опыт пребывания в детском учреждении ребенок приобретает под защитой близкого человека. У некоторых родителей это вызывает недоумение: трудно избавиться от мысли. что детское учреждение может и не быть камерой хранения.

Во-вторых, «Зеленая дверца» является прежде всего местом слова. Даже если ребенок еще не может выразить свои мысли словами, он использует свое тело в качестве посредника, сообщающего взрослым об испытываемом им напряжении и угнетенности духа. В роли таких сообщений могут выступать крики, плач, капризы, психосоматические отклонения: нарушения сна, потеря аппетита, неврозы, длительные заболевания органов дыхания и кожи, кишечно-желудочные проблемы. Эти послания трудно расшифровать, и ребенок часто остается один на один со своими трудностями и страданиями. В этом гостеприимном доме есть возможность поговорить о переживаемых трудностях, услышать о проблемах других семей и обменяться опытом: ведь бывают случаи, когда кто-то находит выход из этого круга тоски, отчаяния и непонимания, расшифровывая послания малыша своим близким.

В-третьих, «Зеленая дверца» служит местом отдыха и встречи малышей друг с другом. Уголки для детей в возрасте от первых недель жизни до четырех лет оборудованы соответствующими игрушками и приспособлениями. Для самых маленьких здесь есть несколько шезлонгов, которые можно поставить так, чтобы младенцы могли видеть друг друга и детей постарше. Для годовалых малышей построен специальный подиум с лесенкой и горкой, мягкими матами и яркими игрушками, на котором они чувствуют себя защищенными и с высоты которого им хорошо видно все, что происходит вокруг. Для детей 2—4 лет есть горки, лесенки, велосипеды, множество развивающих игрушек, конструкторов, кукол, машинок и пр. Встречи в таком детском клубе помогут малышам наработать свой первый опыт общения со сверстниками, который очень понадобится им в детском коллективе.

Не менее важно и то, что ребенок, находясь здесь вместе с близким ему человеком, учится не бояться новых, незнакомых взрослых, вступать с ними в контакт, обращаться за помощью или с каким-то вопросом. Неумение общаться со взрослыми, страх перед ними является одним из самых серьезных препятствий для адаптации ребенка к детскому учреждению.

В-четвертых, в «Зеленой дверце» ребенок имеет возможность приобрести необходимый для жизни в обществе опыт соблюдения и уважения установленных норм поведения. Принимающий персонал сообщает ребенку и его маме, что в «Зеленой дверце» существуют несложные и немногочисленные, но обязательные для исполнения правила. В частности, нельзя на велосипеде пересекать красную линию на полу (за ней находится «пешеходная зона»); играя с водой, необходимо надеть непромокаемый плащик; нельзя расхаживать с едой по игровой комнате — перекусить можно в отведенном для этого месте, за столиком. Мама помогает ребенку соблюдать их. Даже совсем маленькие дети демонстрируют способность освоить эти правила, хотя делают это совершенно по-разному.

Например, два полуторагодовалых брата-близнеца, Толя и Юра, очень быстро усвоили, что для игры с водой положено надевать плащик. Юра, подходя к фонтанчику, первым делом тянулся к плащику, в то время как Толя, упорно не желавший надевать его, предпочел вообще не подходить к воде. Очевидно, что оба они хорошо поняли и приняли предложенное им правило, но каждый соблюдает его по-своему. Когда малыш придет в ясли или детский сад , на него обрушится несравненно большее число правил и ограничений, основанных на многолетнем опыте педагогов детских учреждений, но смысл которых ребенку не всегда ясен. Приобретя в максимально щадящих условиях опыт уважительного отношения к принятым в обществе нормам поведения, ребенок будет защищен от многих стрессовых ситуаций периода адаптации к детскому саду.

И, наконец, пятая и, возможно, самая главная цель «Зеленой дверцы»: раннее предупреждение возможных нарушений в развитии ребенка. Здесь, кроме родителя и ребенка, есть еще и специалисты (психологи, педагоги и педиатры), готовые всегда прийти на помощь. Они не занимаются ни воспитанием детей, ни организацией игр и занятий с ними, не читают лекций родителям и не ведут консультаций в привычном для многих понимании, они именно принимают их в своем доме. Родители, если у них возникнет такое желание, могут проговорить здесь свои самые сложные и наболевшие проблемы, их внимательно и с пониманием выслушают, в мягкой и недирективной форме помогут разобраться и осознать самую суть трудной ситуации, найти выход из создавшегося положения.

Существенное отличие Центра от психологических консультаций и медицинских учреждений состоит в том, что здесь не проводится никакой диагностической или планомерной коррекционной работы. Даже в том случае, если принимающие специалисты заметят какие-либо отклонения в развитии и поведении ребенка, они не выскажут своих наблюдений до тех пор, пока родитель сам не захочет поговорить об этом. Ведь может случиться и так, что мама, прекрасно зная о проблеме своего ребенка, приходит с ним в «Зеленую дверцу» именно потому, что здесь она находит пути и средства помощи своему малышу в особенно трудном для него деле вступления в мир незнакомых людей и отношений.

У Центра есть уже и постоянные посетители, которые приходят сюда едва ли не со дня его открытия. Значит, они нашли здесь именно то, что нужно ребенку, важно для его благополучного роста и развития. Нередко бывает и так, что ребенок, имеющий не очень удачный опыт посещения детского сада, поначалу открывает «Зеленую дверцу» со страхом и недоверием к незнакомым людям, робко подходит к игрушкам и, случается, даже спрашивает: «А игрушки можно трогать?» Уходит же он отсюда с трудом, с уговорами и обещаниями мамы прийти снова, долго прощается с принимающим персоналом и другими детьми, машет рукой нашим окнам. Поверьте, это дорогого стоит.

В Центр ранней социализации детей может прийти каждый, независимо от места жительства или прописки. Сотрудников Центра не интересует социальный или экономический статус семьи. Главная задача — гарантировать детям и взрослым добрый прием, пространство и уверенность в том, что их услышат безо всяких анкет, ограничений или преимуществ. Здесь соблюдается принцип анонимности: знакомясь с ребенком, спрашивают только его имя и возраст. В «Зеленой дверце» принимают детей не старше 4 лет, хотя иногда делаются и исключения для детей, достигших 4—4,5 лет, испытывающих особые трудности в социализации. Более старшему ребенку в «Зеленой дверце» будет уже скучно: ему трудно найти партнера для игры, да и оборудование Центра предназначено именно для детей раннего возраста.

Соблюдению принципа анонимности способствует также и то обстоятельство, что каждая группа принимающих специалистов работает в Центре только один день в неделю, поэтому впечатление, которое оставил ребенок в какой-нибудь, возможно, не очень удачный для себя день, не имеет никакого значения для другой группы принимающих. Каждый родитель и каждый ребенок знают, что на следующий день он встретит другого члена команды и сможет выяснить разные точки зрения.

«Зеленая дверца» работает ежедневно, кроме воскресенья и понедельника с 12 до 18 часов по адресу: Подсосенский переулок, дом 26. Ребенок может провести здесь столько времени, сколько пожелает он и его родители. В Центре есть все необходимые бытовые удобства: можно принести с собой еду и покормить малыша, перепеленать и даже при необходимости подмыть и умыть его. И, что весьма существенно, все это абсолютно бесплатно. Если захочется помочь Центру, можно опустить в копилку деньги, но это сугубо добровольное дело. Все это свидетельствует о том, что, несмотря на все сложности, переживаемые нашим обществом сегодня, оно, тем не менее, заинтересовано в здоровье нового поколения граждан.

Конечно, один на всю Россию Центр ранней социализации детей этой проблемы не решит. Очень хотелось бы надеяться, что найдутся преданные детям люди, которые захотят построить аналогичные центры в других городах, а еще лучше — в районах и микрорайонах. Если бы каждый ребенок имел возможность нарабатывать свой первый социальный опыт в таких комфортных условиях, скольких болезней, соматических и нервных, он мог бы избежать, сколько сил, потраченных им и его родителями на борьбу с болячками, он мог бы направить на развитие всего заложенного в нем от природы потенциала. А ведь, казалось бы, какая мелочь — привыкнуть к детскому саду! Все привыкали и, ничего, привыкли. А сколько при этом потеряли? Об этом мы только начинаем задумываться.

А.Д. Андреева,
кандидат психологических наук



Популярные материалы

Был ли Вам полезен этот сайт?

Кнопки

Информер тиц и PR блогун - монетизируем блоги

Счетчик