Ниже предлагается опросник, который фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.
Прочтите каждый вопрос и укажите один наиболее подходящий ответ.
1 – полностью удовлетворен;
2 – скорее удовлетворен;
3 – затрудняюсь ответить;
4 – скорее не удовлетворен;
5 – полностью не удовлетворен.
Удовлетворены ли вы: | 1 | 2 | 3 | 4 |
своим образованием | ||||
взаимоотношениями с коллегами по работе | ||||
взаимоотношениями с администрацией на работе | ||||
взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (пациенты, учащиеся, клиенты) | ||||
содержанием своей работы в целом | ||||
условиями профессиональной деятельности (учебы) | ||||
своим положением в обществе | ||||
материальным положением | ||||
жилищно-бытовыми условиями | ||||
отношениями с супругом (ой) | ||||
отношениями с ребенком (детьми) | ||||
отношениями с родителями | ||||
обстановкой в обществе (государстве) | ||||
отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми | ||||
сферой услуг и бытового обслуживания | ||||
сферой медицинского обслуживания | ||||
проведением досуга | ||||
возможностью проводить отпуск | ||||
возможность выбора места работы | ||||
своим образом жизни в целом |
Обработка данных.
По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьироваться от 0 до 4 баллов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы:полностью удовлетворен – 0,Если методика используется для выявления показателя у группы респондентов, то надо:
скорее удовлетворен – 1,
затрудняюсь ответить – 2,
скорее неудовлетворен – 3,
не удовлетворен полностью – 4.
1) получить раздельно произведение числа респондентов, выбравших тот или иной ответ, на балл, присвоенный ответу;В массовых обследованиях весьма показателен процент лиц, выбравших тот или иной вариант ответа на конкретный пункт.
2) подсчитать сумму этих произведений;
3) разделить ее на общее число ответивших на данный пункт. Можно определить итоговый средний индекс уровня социальной фрустрированности. Для этого надо сложить показатели фрустрированности по всем пунктам и разделить сумму на число пунктов (20).
Интерпретация результатов. Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности:
3,5–4 балла: очень высокий уровень фрустрированности;
3,0–3,4: повышенный уровень фрустрированности;
2,5–2,9: умеренный уровень фрустрированности;
2,0–2,4: неопределенный уровень фрустрированности;
1,5–1,9: пониженный уровень фрустрированности;
0,5–1,4: очень низкий уровень;
0–0,5: отсутствие (почти отсутствие) фрустрированности.
Дезорганизующие эмоциональные состояния в режиме угнетения психики
Здесь следует назвать дистимию, депрессию, апатию, гипотимию, растерянность, тревогу, страх, бредовое настроение. Эти весьма разные по содержанию эмоциональные состояния имеют ряд общих признаков:Психопатологические расстройства состояний характеризуются общим измененным нервно-психическим тонусом.
личность практически не реагирует на внешние воздействия иначе, как при помощи дезорганизующего эмоционального состояния. Во всяком случае, разум и воля не помогают человеку быстро и успешно преодолевать неадекватность эмоциональных состояний, придавать им коммуникабельную форму;
для восстановления эмоциональной нормы требуется время, покой, помощь окружающих, в том числе лечебная. Любое из дезорганизующих эмоциональных состояний может проявляться в пределах нормы или приобретать размеры психического расстройства, т. е. психопатологическую форму. Последняя возникает при наличии сопутствующих факторов.
В свою очередь, устойчивые изменения нервно-психического тонуса вызываются;
а)органическими поражениями мозга. В этом случае расстройства наиболее обширные и глубокие;Очень разные по своему проявлению расстройства состояний имеют, похоже, одну и ту же механику: отсутствует нормальная связь между интеллектом и эмоциями. Интеллект почему-либо (поражение мозга в результате стресса, интоксикации, травмы и т.п.) не оценивает должным образом внешние и внутренние воздействия, не выявляет их значимость для личности. Его управляющие команды не включают адекватные эмоциональные программы и наработанные стереотипы эмоционального поведения. Вместо адекватных эмоциональных программ и стереотипов автоматически все время вступает в действие один и тот же стереотип, свойственный личности.
б)дефектами нервной системы. Обычно она ослаблена болезнями, психическими травмами;
в)внешними причинами. Среди них такие, которые вызвали психический стресс, интоксикацию, травмы;
г)соматическими заболеваниями. Болезнь того или иного органа вызывает нарушения сопряженных участков мозга, нервной системы, обмена веществ, что приводит к изменениям эмоционального и, нередко, интеллектуального отражения действительности.
Ее поведение становится неадекватным, оно не обусловлено видимыми причинами.