О сайте

На этом сайте собраны книги по психологии, психологические методики и тесты, интересные статьи и факты. Все файлы доступны для бесплатного скачивания, без регистрации.


Книги по психологии, социологии, политологии, педагогике для студентов, абитуриентов, выпускников. Так же на сайте вы найдете статьи на тему психологии, психологические тесты и методики. Все психологические книги доступны для бесплатного скачивания! Если вы не нашли какую-то книгу в нашей библиотеке- можете сообщить нам об этом и есть у нас есть эта книга - мы добавим ее на сайт.


Метки

биография бихевиоризм ВНД возрастная психология гендерная психология гештальт гипноз графология дефектология дифференциальная психология доклад заметка квантовая психология клиническая психология книги когнитивная психология консультирование конфликт лекции маркетинг медитация методика мотивация наркология нейропсихология НЛП общая психология патопсихология персоналии практикум практическая психология пситехники психиатрия психоанализ психодиагностика психодрама психокррекция психологическая помощь психология власти психология деятельности психология интеллекта психология личности психология общения психология отношений психология поведения психология рекламы психология семьи психология сми психология снов психология суицида психология творчества психология труда психология управления психология эмоций психопаталогия психотерапия психотехники психофизиология реклама саморазвитие словарь сознание социальная психология справочник статьи статья тайм менеджмент тест тренинг управление персоналом характер эзотерика экспериментальная психология энциклопедия этнопсихология юридическая психология

"Если, как мы обнаружили, индивидуализм и социальность могут гармонично уживаться в человеке, то почему мы так настойчиво продолжаем их противопоставлять? Если зрелый человек может быть по-детски наивным и простодушным, то так ли уж велика разница между взрослым и ребенком? Если самые нравственные люди оказываются и самыми чувственными людьми, то нужно ли мучаться выбором между духовной жизнью и жизнью животной?"
А.Г. Маслоу


АБРАХАМ ГАРОЛЬД Маслоу считается в США вторым (после Уильма Джеймса) крупнейшим психологом и основоположником гуманистического направления в психологии. Маслоу знаменит своей концепцией базовых потребностей, согласно которой психологически здоров только тот человек, у которого удовлетворены потребности в еде, питье, жилье и материальном благосостоянии. А также в безопасности, любви, уважении и самоуважении.



ЧЕГО НЕ ХВАТАЛО НЕРОНУ?
Однако написанная в 1954 г. "Мотивация и личность" демонстрирует три совершенно различных результата удовлетворения базовых потребностей. Эти результаты представлены тремя "персонажами" книги - невротик, среднестатистический человек и "самоактуализированная личность". Первые два весьма несимпатичных персонажа выгодно оттеняют третьего - главного героя этой книги. У среднестатистического человека полное удовлетворение всех потребностей грозит понизить заинтересованность и мотивацию в личном росте. Да что там понизить - просто-таки свести ее на нет. В самом деле: ну, кажется, чего еще желать в ситуации, когда желать больше нечего?! А сытость и пресыщение жизненными благами, как известно, развращают. (Взять хотя бы Нерона.) Впрочем, как раз у среднестатистического человека редко когда случается полное удовлетворение базовых потребностей. Ведь даже при сколь угодно успешном решении физиологических и материальных проблем остается еще заинтересованность в любви других людей и самоуважении. А с этим - считает Маслоу - уже хуже. Однако, когда с этим у среднестатистического человека дело совсем плохо, могут возникнуть серьезные проблемы с психикой, вплоть до невроза (взять хотя бы процент самоубийств среди наших "новых русских").

МЕТАМОТИВАЦИЯ КНЯЗЯ КРОПОТКИНА
Но есть еще один результат удовлетворения базовых потребностей: мотивация не только не понижается, но, наоборот, перерастает в мета-мотивацию. Последняя же подразумевает установку на творчество, расширение личности, метафизическую озабоченность смыслом жизни и т.д. Тип личности с такой установкой Маслоу и называет "самоактуализированная личность". Это максимально здоровые с психической точки зрения люди. И, кстати, для них-то фрустрация отдельных базовых потребностей совсем не страшна: они могут стойко переносить любые лишения и жертвы. Впрочем, по Маслоу, даже для самоактуализированного человека первичным условием более высоких интересов будет удовлетворение все тех же основных потребностей. "Удовлетворение пищевой потребности воспринимается им как нечто само собой разумеющееся, как фундамент, на котором будет воздвигнут храм...; он понимает то, что высокие позывы невозможны, пока он не удовлетворит свои низшие нужды". То есть американский психолог уж, наверно, не согласился бы с тем, что поэт должен быть голодным. Хотя далеко не только поэтов приводит Маслоу в отдельном списке самоактуализированных личностей среди знаменитостей. Их там, собственно, только двое - Гете и Китс. Спиноза и Мартин Бубер представляют здесь цех философов. Особенно много в этом списке ученых, писателей и людей искусства: Уильям Джеймс, Эйнштейн, Олдос Хаксли, Гайдн, Писсарро, Ренуар, Томас Мор и др. Есть и один наш соотечественник, им почему-то стал князь-анархист Петр Кропоткин.
Описание modus"a vivendi самореализовавшихся людей - пожалуй, самое интересное в книге. Дело в том, что в 50-х годах Маслоу провел грандиозное эмпирическое исследование среди своих друзей, знакомых, общественных деятелей, студентов и преподавателей американских колледжей - исследование на предмет выявления среди них абсолютно здоровых людей. Результаты эксперимента, охватившего 3 тыс. людей и длившегося 2 года, буквально потрясли научную общественность. Самоактуализированных личностей оказалось всего… семеро (еще с десяток были зачислены в относительно здоровые).
Что же такое особенно возвышает абсолютно здоровых людей над серой массой современников? Прежде всего это открытость всему новому и неизвестному. Проблема или тайна не будет чем-то пугающим или нежелательным - на новый опыт эти люди не набрасывают сети проверенных стереотипных решений. Другое важной качество самоактуализированных индивидов - максимальная раскованность, естественность и простота в общении и поведения. Они, кроме того, никогда не поддаются "самобичеванию". Мучительное "пережевывание" вины и страха - не для них. (Речь, конечно, идет о гипертрофированной, "вселенской" вине невротиков.) Весьма интересен тезис Маслоу о психопатической природе наших с вами этических проблем. "Мучительные вопросы, связанные с любовью и дружбой, проблемы взаимоотношений с противоположным полом, которые для обычных людей… становятся ареной, на которой разворачиваются кровавые единоборства… - не проблема для самоактуализированного человека". Поэтому, кстати, сторонний наблюдатель может счесть его равнодушным и бесчувственным. Далее. Такие люди совершенно не склонны к самокопанию (опять же в отличие от личности с невротическими тенденциями) - это почти полные экстраверты, погруженные в свое дело. Что, однако, ни в коем случае не исключает их озабоченности вечными метафизическими вопросами - независимо от профессии такой человек - всегда философ. (Правда, остается непонятным, как, по Маслоу, почти полное отсутствие анализа сочетается с метафизическим вопрошанием).
Но особенно интересно будет прочитать о любви здорового человека. Здесь все совсем необычно. Он никогда не становится заложником или рабом своей страсти. Любовь для него - прежде всего духовное сотрудничество, и, буде таковое исчерпано, он без лишней сентиментальности может расстаться с партнером.

ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК СЧАСТЬЯ НЕ ИЩЕТ
У читателя может сложиться впечатление, что "самоактуализированная личность" - что-то вроде супермена американских комиксов с белозубой голливудской улыбкой. Но нет, это вовсе не рыцарь без страха и упрека. И неуверенность в себе, и приступы депрессии, и страх - все это случается и у этих людей. Более того, бывают и спонтанные вспышки праведного гнева, когда такой "супермен" начинает все крушить на своем пути. И морду набить в случае необходимости самоактуализированный индивид тоже, оказывается, может. Причем не будет испытывать ни малейшего сожаления о содеянном. Отличие от невротика во всех этих случаях будет лишь в том, что здоровый человек всегда быстро и эффективно справляется со своими слабостями, умеет продуктивно с ними бороться. Также возможны и беспорядок у себя дома, временный хаос в своих чувствах, рассеянность и чудаковатость своей натуры - все эти люди с легкостью принимают и не испытывают всеразъедающего комплекса неполноценности. Здоровая личность столь многогранна, что среди массы эпитетов Маслоу применяет к ней даже характеристику "здоровое животное".
Самое же краткое определение реализовавшейся личности, пожалуй, могло бы быть таким: живой человек. В двух смыслах слова "живой". Во-первых - ничто человеческое ему не чуждо. И во-вторых, в точном смысле слова "жизнь" - саморазвитие, рост, способность быть иным себе. Его мироощущение лучше всего иллюстрирует известная пушкинская строчка о покое, воле и о том, что счастья на свете нет. Такой человек не ищет счастья - он ищет себя. А воля и внутренняя гармония - необходимые для него условия этого поиска. Главная же его черта - преодоление (точнее, примирение, синтез) жизненных дихотомий. Разум, Еgо, Id и Super Ego, серьезность и фривольность, конвенции и независимость, мистика и реальность, любовь и вожделение - все эти оппозиции буквально разрывают на куски среднего человека. А в связи с реализовавшейся личностью Маслоу говорит о "синергии" всех этих противоположностей.
PRO ET CONTRA ХРОНИЧЕСКОГО ОПТИМИЗМА
К книге Маслоу можно отнестись по-разному. Отечественного читателя, возможно, покоробит ее как-то уж слишком по-американски выглядящий оптимизм. Все эти рассуждения о "хороших отношениях", "хорошем обществе" (и даже не всегда в кавычках) могут иногда показаться какой-то розовой чушью. А описания здоровой личности местами немного смахивают на пресловутую американскую идеологию "make yourself". Здесь же можно вспомнить размышления Маслоу об эмпирическом способе измерить свободу воли любого индивида (!) и о необходимости "воспитывать, творить и прогнозировать"… любовь. Любовь вообще занимает у Маслоу особое место.
Рассуждая о столь тонкой материи, Маслоу прямо-таки погрязает в банальностях (см. главу "Любовь и самоактуализация"). Вкладыши к жвачкам "Love is…" по оригинальности и разнообразию формулировок оставляют американского психолога далеко позади. Здесь можно отыскать самое загадочное место во всей книге. Говоря о высшей, "бытийной", любви и трактуя ее, как абсолютное невмешательство и нежелание ничего менять в своем объекте, Маслоу среди таких объектов упоминает природу, женщину и… научную проблему. Остается только гадать, как это можно так любить проблему, чтобы не желать ничего в ней изменить, то есть, попросту говоря, не желать ее решить?!
Но простим родоначальнику гуманистического направления некоторые особенности национальной психологии (к которым еще можно отнести добрых два десятка американских политических деятелей и президентов в списке самоактуализированных знаменитостей). В конце концов у книги есть как минимум одно бесспорное достоинство. Вдоволь насытившись хлынувшими в последнее время со страниц психоаналитических изданий невротиками и психотиками с их фрустрациями и депривациями, с их навязчивыми идеями и маниями преследования, поневоле тянешься к психическому здоровью. Вот тут-то "Мотивация и личность" и пригодится как никакая другая книга. Возле нее как-то отдыхаешь душой и преисполняешься верой, что с человеческой психикой все не так уж плохо. Что есть ведь где-то и здоровые (и даже, говорят, абсолютно здоровые люди). Именно здоровье - пусть, возможно, несколько идеализированное - и привлекает в этой книге.



Популярные материалы

Был ли Вам полезен этот сайт?

Кнопки

Информер тиц и PR блогун - монетизируем блоги

Счетчик